6 причин почему вы оказались вне системы медицинского страхования???
Если вы исправно вносили взносы в Фонд социального медицинского страхования, но при проверке статуса на egov Telegram-бот вдруг выдал вам «не застрахован», нужно разобраться и выяснить причину. Вот самые частые из них.
Первая причина. Большинство казахстанцев восприняли льготный период до 1 июля как освобождение от уплаты платежей и перестали платить. Тогда как льготный период был сделан специально для того, что население смогло спокойно в этот период определиться со статусом в системе ОСМС.
В результате первые шесть взносов могли оказаться неуплаченными или частично уплаченными, в то время как медицинская помощь в пакете ОСМС весь этот период была доступна всем бесплатно.
Что делать? Для начала необходимо получить выписку своих платежей с разбивкой по месяцам. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, работником по договору ГПХ, самозанятым или самостоятельным плательщиком, то у вас должны быть уплачены взносы за 8 месяцев, начиная с 1 января 2020 года. Если вы являетесь наемным работником, у вас должны быть отчисления за последние 12 месяцев. В случае если за один или несколько месяцев отчислений не было, необходимо либо уплатить за тот месяц, где не было уплаты, либо обратиться к своему работодателю и попросить погасить имеющуюся задолженность. Напомним, что для ИП и работодателей, которые не уплачивают своевременно взносы, предусмотрены штрафы и пени в размере 1,25 процента от суммы задолженности за каждый просроченный день, включая день уплаты.
Если же пробелов по взносам и отчислениям нет, необходимо обратиться в Фонд социального медицинского страхования по номеру 1406 или оставить запрос в Telegram-боте. Ваше обращение будет рассмотрено индивидуально.
Вторая причина. В связи с выплатой единовременной помощи в 42,5 тысячи тенге большинство казахстанцев начали в апреле – мае платить единый совокупный платеж, тем самым определив себя к категории самозанятых граждан. К слову, из 2 626 тенге только 40 процентов, или 1,1 тысячи тенге, идут на обязательное социальное медицинское страхование, остальное распределяется между Государственным фондом социального страхования (ГФСС), пенсионным фондом и налоговым платежом.
Несмотря на то что ЕСП решает сразу четыре вопроса, связанных с обязательными платежами, в том числе в бюджет, многие предпочли не продолжать его уплату. При этом большинство «разовых» плательщиков уверены, что этот платеж обеспечивает им статус застрахованности на год вперед. Это не так. Единый совокупный платеж необходимо платить ежемесячно и регулярно, без перерывов. Если так получилось, что за эти восемь месяцев вы уплатили только один раз или дважды, это расценивается фондом как задолженность.
Что делать? Необходимо уплатить взносы за предыдущие месяцы отдельными платежами как самостоятельный плательщик в размере 2125 тенге, указывая период, за который производится уплата. Оплатить можно как наличными, так и безналичным платежом на банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан» через кассы банков второго уровня или отделения Казпочты, а также через терминалы Qiwi и Kassa 24, терминалы Народного банка и мобильное приложение Kaspi.kz. Реквизиты для оплаты через кассы БВУ можно узнать на сайте ФСМС www.fms.kz.
Третья причина. Работодатель в связи с карантинными мерами принял решение временно отпустить сотрудников в отпуск без содержания и перестал при этом платить отчисления за ОСМС. К слову, на сегодняшний день примерно 4,5 миллиона человек не платят взносы самостоятельно, за них это делает работодатель.
Что делать? Напомним, что с 20 апреля крупный бизнес был полностью освобожден от уплаты отчислений за своих сотрудников до 1 июля, малый и средний бизнес до 1 октября по 29 направлениям деятельности. Сотрудники этих предприятий считаются застрахованными до этого периода, вне зависимости от того, поступали за них отчисления или нет.
Если вы обнаружили, что у вас нет статуса застрахованного, несмотря на то что вы работаете на предприятие, которое освобождено от уплаты ОСМС до 1 октября, нужно скачать мобильное приложение Qoldau 24/7, открыть вкладку «для сотрудников МСБ», указать БИН вашей организации, загрузить приказ о назначении на должность и отправить запрос. Он будет обработан в течение 30 минут. Если БИН, по данным КГД, входит в список освобожденных от уплаты ОСМС, то гражданину предоставляют статус застрахованного на 1 календарный месяц. В течение этого времени его работодатель должен актуализировать список. Для этого нужно зайти на сайт Комитета государственных доходов, пройти по специальной ссылке или по ссылке www.msb.fms.kz и с помощью ЭЦП загрузить данные своих сотрудников. К слову, списки нужно актуализировать ежемесячно.
Четвертая причина. Вы остались без работы и вам нечем платить взносы за ОСМС.
Что делать? Напомним, что государство придерживается основного принципа системы ОСМС, который заключается в солидарности, и производит отчисления за 11 миллионов граждан из социально уязвимых слоев населения. Это 15 льготных категорий граждан, в числе которых дети, студенты, многодетные матери, беременные женщины и безработные. Поэтому, если вы остались без работы и не можете на данный момент уплачивать взносы в ФСМС, вам необходимо официально зарегистрироваться в качестве такового в центре занятости при местном исполнительном органе. Ваш статус со следующего месяца автоматически поменяется на «застрахован».
Пятая причина. Вы относитесь к одной из 15 льготных категорий граждан, но не знаете об этом. Выплачиваете какое-то время взносы, а потом, по объективным причинам, перестаете. Государство не сможет платить за вас отчисления, так как ваш статус автоматически изменился на самостоятельного плательщика или самозанятого.
Что делать? Нужно обратиться в службу поддержки пациента вашей медорганизации, где сотрудники в каждом отдельном случае индивидуально разъяснят маршрут. Также можно оставить обращение через мобильное приложение Qoldau 24\7, позвонить в контакт-центр Фонда медстрахования 1406 либо в филиал фонда своего региона.
Шестая причина. Неверно указанные данные при уплате взносов и отчислений либо недостаточная сумма.
Что делать? Необходимо обратиться в Госкорпорацию «Правительство для граждан» и предоставить квитанции или чеки об оплате. После чего написать заявление о возврате средств и заново уплатить взносы за те месяцы, где была допущена задолженность.
И помните, даже если вы не застрахованы, вы имеете право на медицинскую помощь в пакете бесплатной медицинской помощи, гарантированной государством. Приемы специалистов участкового врача, педиатра, врача общей практики, вызов врача на дом, скорая помощь, экстренная помощь на уровне поликлиники и стационаров, лечение социально значимых, инфекционных заболеваний, онкозаболеваний входят в этот пакет и предоставляются всем вне зависимости от статуса застрахованности.
Новые возможности приложения Damumed
В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире, Управление здравоохранение Карагандинской области и компания Центр информационных технологий ДАМУ при поддержке Акимата Карагандинской области запустили проект «Виртуальный патронаж». Главные задачи проекта — своевременный оперативный контроль и мониторинг пациентов прибывающих из стран с неблагополучной ситуацией по COVID—19, а также контроль за распространением вируса по территории Республики Казахстан.
При помощи мобильного приложения Damumed каждый человек может проводить мониторинг симптомов, характерных для COVID-19. Перечень симптомов составлен на основании рекомендаций ВОЗ и казахстанских инфекционистов, которые уже работают со случаями заражения в нашей стране.
Процесс мониторинга очень простой – каждый у кого установлено приложение Damumed может каждый день или даже несколько раз в день заполнить небольшой чек-лист по своему состоянию. Также это можно сделать для своих несовершеннолетних детей или пожилых родителей.
Заполненный чек-лист сразу становится доступен участковому врачу и специалистам штаба области по КВИ. Врач изучает результаты и принимает решение – позвонить пациенту, посетить его дома или, в случае наличия угрожающих симптомов – госпитализировать на карантин.
Пациенты на домашнем карантине должны отправлять данные о своем состоянии каждый день. Остальные граждане – по мере необходимости, если что-то в состоянии здоровья вызывает настороженность.
Все пациенты на карантине промаркированы по категориям стран из которых они прибыли или по степени контактов с прибывшими. У каждого участкового врача есть свой сигнальный лист при помощи которого он может отслеживать каждого своего карантинного пациента.
Виртуальный патронаж – это удобный и простой способ сократить наши передвижения, а значит – лишние контакты. Медики всей страны делают все, чтобы предотвратить пессимистический сценарий распространения инфекции в Казахстане. Наша задача – максимальная самоизоляция и неукоснительное соблюдение личной гигиены, а также – критическое отношение к своему состоянию здоровья и здоровью своих близких. Если у вас все в порядке – сохраняйте спокойствие и оставайтесь дома, если у вас появились симптомы – отправьте данные врачу.
Скачать приложение Damumed можно в Play Market или AppleStore. Это абсолютно бесплатно. Это безвозмездный вклад частной IT компании ЦИТ в дело предотвращения распространения COVID-19 в нашей стране.
Карагандинская область готова поделиться своим опытом со всей страной.
Скачайте приложение Damumed с функцией дистанционного мониторинга, оставайтесь дома и будьте здоровы!