Новая роль патронажного работника
В целях реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы, а также исполнение приказа МЗРК 29 декабря 2017 года за № 1027 «Организация педиатрической помощи в РК» 05.02.19г. в отделении профилактики и социально — психологической помощи организован семинар по внедрению модулей универсально–прогрессивной модели патронажного обслуживания беременных женщин и детей раннего возраста на тему: «Новая роль патронажного работника».
Необходимость модернизации патронажной службы ПМСП и перехода на новую модель патронажа возникла в связи с тем, что существующая система домашних посещений беременных женщин и детей раннего возраста перестала в достаточной степени соответствовать современным требованиям качества оказания ПМСП. Во время патронажных визитов не достигаются основные цели, направленные на первичную профилактику заболеваний, травм, несчастных случаев, жестокого обращения и насилия, на раннее выявление рисков, нарушающих траекторию физического, психосоциального и эмоционального развития ребенка. Визиты на дому сведены к кратковременному контакту с матерью, во время которого патронажная сестра в основном обращает внимание на факт физического здоровья ребенка, приглашает ребенка на очередную вакцинацию или профилактический прием врача или выполняет активное посещение больных.
Остальную часть времени медсестра тратит на записи в амбулаторной карте или выполнения указаний врача во время приема детей.
Во время визита патронажная сестра не оценивает социальные риски, угрожающие здоровью и благополучию ребенка, не акцентирует внимание на таких важных аспектах, как настроенность родителей на ребенка и привязанность, депрессия матери или отца, наличие напряженных взаимоотношений в семье, отсутствие навыков позитивного воспитания и другие факторы, которые, в конечном счете, определяют здоровье, жизненную стойкость, развитие и благополучие ребенка. Если патронажная сестра в силу своего опыта и видит подобные риски, она не знает, какие конкретные шаги надо предпринимать для устранения или уменьшения рисков.
Для улучшения качеств патронажной службы ЮНИСЕФ разработал методические рекомендации, в первую очередь, направленые на улучшение качества обслуживания беременных женщин и семей с детьми с помощью выстроенного алгоритма предоставления услуг на уровне менеджмента, планирования на основе выявленных нужд населения с детьми, мобилизации человеческих и финансовых ресурсов, обогащения.
Главная цель универсально-прогрессивной модели – защита и укрепление здоровья и благополучия детей в раннем возрасте в тесной связи с благополучием родителей и ближайшего окружения.
Патронажное обслуживание – система проведения «домашних визитов» патронажной сестры к детям раннего возраста, включая дородовый период. Встреча с семьей в ее собственной среде дает специалисту уникальную возможность понимания проблем и принятия правильного решения.
Существуют 3 основные модели патронажного обслуживания детей, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки:
Универсальная модель – это охват патронажным наблюдением всех детей раннего возраста, с обязательным посещением каждого ребенка в определенные возрастные периоды.
Целевая модель – это охват патронажным наблюдением детей только из группы повышенного риска, которые имеют особые потребности в связи с медицинскими или психосоциальными рисками.
Универсально-прогрессивная модель патронажных посещений на дому – это смешанная модель, которая комбинирует преимущества универсальной и целевой модели, преодолевая их ограничения и обеспечивая максимальную эффективность. Усиленную поддержку получают те семьи, которые испытывают социально-экономические трудности, психосоциальный стресс, другие неблагоприятные обстоятельства (например, трудности с кормлением ребенка, проблемы развития, обеспечения безопасной среды и т.д.) для того, чтобы они могли позаботиться о себе и своих детях для обеспечения оптимального роста и развития. Такие семьи получают дополнительное внимание — часто требующее участия ряда специалистов помимо патронажных медсестер, таких как психологи и социальные работники.
Патронажные работники должны быть хорошо подготовленными, обладать достаточными знаниями и навыками для предоставления необходимых услуг.
Патронажная сестра является членом команды и работает в тесном сотрудничестве с врачом общей практики, участковыми сестрами, социальным работником, психологом. Патронажная сестра хорошо знает возможности местного сообщества, которые можно использовать в работе, как группа поддержки матерей по грудному вскармливанию, неправительственные организации и другие ресурсы.
На семинаре приняло участие 15 человек, данная модель патронажной службы активно реализовывается в поликлинике.