Универсальная прогрессивная модель патронажного обслуживания
В КГП «Поликлинике №1 г.Караганды »кабинете развития ребенка медсестрой Калиякасовой А. К проведено занятие по Универсально-прогрессивная модель патронажных посещений на дому. На занятии присутствовали врачи и медсестра
ЦСЗ №1,2,
Патронажное обслуживание – система проведения «домашних визитов» патронажной сестры к детям раннего возраста, включая дородовый период. Встреча с семьей в ее собственной среде дает специалисту уникальную возможность понимания проблем и принятия правильного решения. Существуют 3 основные модели патронажного обслуживания детей, каждый из которых имеет свои преимущества:
Универсальная модель – это охват патронажным наблюдением всех детей раннего возраста, с обязательным посещением каждого ребенка в определенные возрастные периоды.
Целевая модель – это охват патронажным наблюдением только из группы повышенного риска, которые имеют особые потребности в связи с медицинскими или психосоциальными рисками.
Универсально-прогрессивная модель патронажных посещений на дому – это смешанная модель, которая комбинирует преимущества универсальной и целевой модели, преодолевая их ограничения и обеспечивая максимальную эффективность.
В рамках универсально-прогрессивной модели универсальные (обязательные) услуги по посещению специалиста на дому доступны для всех семей, а прогрессивные (усиленные + интенсивные) услуги посещения патронажного работника предоставляются ограниченному количеству семей, на основе оценки рисков и потребностей.
Усиленную поддержку получают те семьи, которые испытывают социально экономические трудности, психосоциальный стресс, другие неблагоприятные обстоятельства (например, трудности с кормлением ребенка, проблемы развития, обеспечения безопасной среды и т.д.) для того, чтобы они могли позаботиться о себе и своих детях для обеспечения оптимального роста и развития.
Интенсивную поддержку получают семьи, где дети имеют высокую уязвимость и для снижения риска нужна междисциплинарная поддержка и сотрудничество здравоохранения, социальных и образовательных служб.
Обоснование для внедрения
Внедрение универсальной прогрессивной модели патронажного обслуживания имеет три ступени обоснования:
- научные открытия, касающиеся значения безопасной, стимулирующей и эмоционально теплой среды для развития мозга ребенка и формирование раннего жизненного опыта, разрушительной роли токсического стресса на развивающийся детский мозг и ряд других открытий показывают, что в период от зачатия до третьего года жизни существуют окна уязвимости и возможности, которые не имеют аналогов на протяжении всей жизни. Меры, направленные на снижение уязвимостей и реализацию возможностей в раннем возрасте дают максимальный результат на протяжении всей жизни человека;
- в этот период основным социальным институтом и медиатором здоровья и развития ребенка являются его родители и члены семьи, и посещение дому, когда встреча с семьей происходит в ее собственной среде, обеспечивает уникальное понимание проблем семьи и выбора стратегий преодоления трудностей.
- наиболее нуждаются в патронажных посещениях беременные женщины, родители и дети, которые наиболее часто попадают в «трещины» системы здравоохранения, социальной защиты (в том числе защиты детей) и образования.
Ключевые убеждения новой модели патронажа
- родители являются первыми воспитателями ребенка;
- любая семья имеет надежды и мечты в отношении своих детей, но семьи отличаются тем, как они поддерживают усилия своих детей в достижении этих целей; на результаты развития ребенка большее влияние оказывает поддержка ребенка семьей, чем социальноэкономическое положение семьи.
- все родители имеют потенциал для поддержки развития своих детей и достижению ими успеха в жизни, но многим из них требуется поддержка для раскрытия своего потенциала, чтобы они могли почувствовать и развить свои сильные стороны;
- при предоставлении такой поддержки любая семья, в каких бы трудных условиях не находилась, способна дать лучший жизненный старт своему ребенку;
- лучше всего обращаться с родителями как с равными партнерами;
- патронажные работники могут способствовать повышению устойчивости семей и повышению качества жизни детей и семей путем оценки потребностей и глубокого понимании ситуации, обнаружения и поддержки сильных сторон (проактивный подход). При таком подходе семьи из потребителей услуг переходят в активные союзники;
- с любым родителем может быть «трудно установить контакт и работать», но основная ответственность за выстраивание взаимоотношений с родителями и семьями лежит на специалистах;
- необходимо подходить к родителям индивидуально – нельзя делать обобщения и навешивать ярлыки на основе их пола, этнической принадлежности, семейного положения, образования или материального благосостояния.
Отличие новой модели патронажа от традиционной:
- Акцент на качество проведения патронажных посещений, а не на их количество;
- Переход от принципа «выявить проблему и перенаправить», к принципу «вовремя выявить и устранить или значительно снизить риск, который может привести к проблеме»;
- Акцент на комплекс медицинских, социальных, образовательных и других мер по созданию здоровья, а не только на выявление болезней и чисто медицинские проблемы;
- Акцент на физическое, психоэмоциональное, социальное развитие, безопасность и благополучие ребенка, а не только на его физическое здоровье;
- Здоровье ребенка рассматривается в контексте семьи (например, наличие депрессии у матери или отца, пренебрежительное или жестокое обращение) и местного сообщества, а не изолированно от семьи и окружения;
- С родителями и членами семьи ребенка строятся равноправные партнерские отношения, к ним не относятся как к подчиненным, обязанным слепо выполнять советы медработника;
- Патронажный работник не работает изолированно, он – член команды вокруг ребенка наряду с врачом, социальным работником, психологом, другими специалистами. Развивается командная работа внутри ведомства и механизмы эффективного взаимодействия с другими ведомствами;
- Патронажная сестра становится главным доверенным лицом семьи, связующим звеном между существующими услугами и потребностями ребенка. В глазах семьи патронажная семья перестает играть второстепенную после врача роль;
Главная цель универсальнопрогрессивной модели — защита и укрепление здоровья и благополучия детей в раннем возрасте в тесной связи с благополучием родителей и ближайшего окружения. Понимая, что на ребенка оказывает влияние ситуация в семье, на которую в свою очередь, оказывает влияние ситуация в месте жительства и в более широкой среде, патронажная служба, в соответствии с экологическими принципами, работает со всеми слоями. При этом в фокусе внимания всегда остается ребенок, его интересы и права.
Для успешного внедрения в практику новой модели патронажа, необходимо соблюдать следующие принципы:
- Установить контакт с наиболее нуждающимися и уделить им наибольшее внимание, как правило, наиболее нуждающиеся бывают наименее охвачены имеющимися услугами.
- Перейти от механической модели «обнаружения проблем и направления» к модели «оценить факторы риска и немедленно действовать, пока не возникла проблема», то есть перейти на риск ориентированный подход. Патронажная сестра оценивает основные потребности ребенка
- Преодолеть фрагментацию услуг среди различных ведомств, системы здравоохранения, образования и социального обеспечения и отдельных служб, развивать прочное внутриотраслевое и межотраслевое сотрудничество.
- Развивать профессиональной компетенции патронажных сестер.
- Обеспечить соответствующее управление патронажными услугами.
При успешном внедрении универсальнопрогрессивной модели патронажного обслуживания в краткосрочной и долгосрочной перспективе можно ожидать позитивные результаты со стороны детей, семьи, родителей и общества.
Со стороны детей:Улучшение неонатальных показателей, как малая масса тела, преждевременные роды, врожденные пороки развития, улучшение питания и роста, снижение заболеваемости и смертности, улучшение показателей иммунизации, улучшение когнитивного и социального развития, снижение уровня травматизма, снижение бремени инвалидности и сокращение случаев отказа от детей, снижение жестокого обращения и насилия в отношении детей.
Со стороны семьи и родителей:Улучшение дородового ухода и профилактика акушерских осложнений, улучшение родительских знаний и навыков по детскому питанию (грудное вскармливание и прикорм), улучшение показателей обращения за медицинской помощью, улучшение осведомленности родителей о профилактике инфекционных заболеваний, улучшение привязанности и родительских знаний о практиках по развитию ребенка, безопасная домашняя среда, улучшение поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями, снижение уровня родительского стресса, материнской депрессии и тревоги.
Со стороны общества:Снижение расходов на медицинское обслуживание, улучшение готовности к школе, уровня успеваемости и показателей развития, снижение затрат на лечение вакциноуправляемыми болезнями, снижение расходов здравоохранения, связанных с госпитализацией, снижение затрат на уход за детьми, оставшихся без родительского попечения, за детьми, пострадавшим от жестокого обращения, затрат, связанных с борьбой с преступностью и наркоманией, снижение случаев суицида.
Схема универсальной-прогрессивной модели патронажа детей до 5 лет (посещений на дому медсестрой, осуществляющей патронаж)
Тип услуг | Получатели услуг | Время проведения | Кто осуществляет визит на дому |
Универсальный
пакет |
Все беременные | До 12 недель беременности или при первой явке
32 недели беременности |
Медицинская сестра, осуществляющая патронаж |
Все новорожденные и дети до 3-х лет | 1) Первые 3 дня после выписки из родильного дома
2) 7 дней жизни 3) 1-2 месяца 4) 3 месяца 5) 6 месяцев 6) 12 месяцев 7) 18 месяцев 8) 24 месяца 9) 36 месяцев |
Медицинская сестра, осуществляющая патронаж | |
Прогрессивный
пакет |
Беременные из группы риска | В соответствии с индивидуальным планом | Медицинская сестра, осуществляющая патронаж, социальный работник, психолог при необходимости |
Новорожденные и дети до 5 лет из группы риска | В соответствии с индивидуальным планом | Медицинская сестра, осуществляющая патронаж, социальный работник, ВОП/педиатр, психолог при необходимости – определяется индивидуальными потребностями ребенка |